Рекомендации

Русские парадные интерьеры XVIII столетия Русские парадные интерьеры XVIII столетия

Человек начала XXI века привык играть стилями во всем: в общении, в одежде и, конечно, в интерьере. Иногда в квартирах каждая комната отделана в новом стиле, а порою элементы самых разных культур и эпох смешиваются, и создается нечто необычное. Сегодня нам сложно представить, что когдато вся культура могла развиваться в рамках одного единственного художественного направления. А так было относительно недавно — 300 лет тому назад. И для того, чтобы современная игра со стилями велась более продуманно, надо понимать специфику и особенности исторических стилей.

Само понятие «светский интерьер» появилось в России в начале XVIII века при Петре I. Интерьеры той поры полностью отражали суть эпохи петровских преобразований. То было время реформ и открытий, оно вывело на первый план деловых и предприимчивых людей. Строилась новая столица, создавался новый мир. Петр I привнес интерес к западноевропейскому искусству, он сделал это масштабно, но вместе с тем и очень сдержанно. Интерьеры того времени выдают увлечение их владельцев не роскошью, а европейским лоском и стилем. Даже императорский быт был довольно скромным. Петр проживал в весьма небольших покоях, простых и удобных. Именно в эпоху Петра I появляются авторские интерьеры. Их создавали иностранные архитекторы, которые работали над постройкой в целом: Ж.-Б. Леблон, И.Браунштейн. Тогда впервые мебель стали вписывать в интерьеры. Появились проекты, где четко прописывалось расположение тех или иных предметов убранства. Глобальные изменения в укладе жизни начала XVIII века привели к появлению большого количества новых помещений: столовые, гостиные, кабинеты, приемные, библиотеки. Стены стали штукатурить или затягивать штофом, потолки белили, а падуги — покатый переход от стены к потолку — украшали росписью и лепниной, пол покрывали крупными черными и белыми мраморными плитами в шахматку. Особенно интересным стало оформление кабинетов. Стены заши- вали деревянными панелями, которые нередко украшались резьбой. Безусловно, для обстановки новых домов понадобилась и новая мебель. Привозили ее из Голландии, Германии, Англии. Так, вместо скамей и сундуков, привычных в XVII столетии, в употребление вошли секретеры, комоды, бюро, различные виды стульев, шкафов, кресел. Стулья и кресла обтяги- вались кожей или прочными тканями, а для мягкости набивались конс- ким волосом. Конструкция мебели отличалась простотой и прочностью, преобладали прямые поверхности, у стульев были длинные спинки. Абсолютно необычным стало акцентирование внимания на кухне. Словно созидательный символ эпохи всеобщих преобразований, она становится важным элементом парадных покоев. Во дворцах ее чаще всего оформляли на голландский манер: стены отделывали бело-голубым кафелем, а пол выкладывали мрамором в черно-белую клетку — поистине торжественное зрелище. Однако, вскоре к кухне потеряют интерес, вновь переведут в разряд служебных помещений, и ее значительная роль возродится лишь в интерьере ХХ столетия.

Уже в начале 30-х годов XVIII века в моду входит барокко. И вновь интерьеры отражают характер эпохи. После смерти Петра I наступает долгий период правления императриц: Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Особенно при дочери Петра — Елизавете I, любившей танцевать и ненавидевшей войны, своего расцвета достигает роскошный барочный стиль. В период ее царствования Франческо-Бартоломео Растрелли завершает строительство Больших дворцов в Петергофе и Царском селе, возводит Зимний дворец в Петербурге. Основным композиционным приемом становится анфилада: комнаты словно нанизывались на единую ось. Растрелли создает восхитительные золотые коридоры парадных комнат, оформленные по всем канонам стиля барокко. Стены покрываются пышным золоченым орнаментом, неотъемлемой частью интерьера становятся зеркала, потолки украшают плафоны с сюжетными росписями на мифологические и исторические темы, а на полах выкладывают паркеты. Все элементы барокко призваны расширить пространство, сделать его бесконечным, иллюзорным, сломать границы. Зеркала, отражаясь друг в друге, образовывали коридоры. Огонь свечей преломлялся в бесчисленных хрустальных лепестках люстр и в зеркалах. Все эти детали запутывали пространство, усложняли его. Неудивительно, что именно в это время в моду вошли маскарады и балы. Даже в мебели стиль барокко избегал прямых линий и недекорированных поверхностей. Словно подстраиваясь под фасоны елизаветинской эпохи, под широкие фижмы дамских юбок и жесткие полы мужских кафтанов, кресла и стулья приобретают расширенные, почти трапециевидные формы сиденья, а их подлокотники оказываются развернутыми в стороны. Во второй половине XVIII века появляются различные вариации форм мебели: стол-бюро для письменных принадлежностей, туалетные и ночные столики, столики для рукоделий, ломберные столы. Характерной чертой становится окрашивание и золочение деревянных деталей. Натуральное дерево в то время пока никого не восхищало, его стремились спрятать под слоем краски, позолоты или цветного лака. Пожалуй, единственной антивычурной деталью в интерьере барокко оставался паркет. Украшение узорами станет актуальным позже, пока полы скромны: дерево выкладывалось симметричными волнистыми линиями. Сложной и нерешаемой проблемой эпохи барокко стала серьезная нехватка мебели. Ее было мало даже во дворцах. Так, в середине XVIII столетия императорский двор выезжал в летние резиденции с огромными обозами: перевозили с собой все. Да и гарнитуры тогда не выпускали. Едиными ансамблями создавалась лишь мебель для сидения. Все это приводило к тому, что интерьеры некоторых дворянских усадеб в точности повторяли отделку их городских особняков, с тем, чтобы мебель, вывезенная из города, могла с легкостью вписаться в загородный дом. В результате, барочный интерьер не отличался абсолютным ансамблевым единством. Доминирующую роль в нем играла золоченая резьба, украшающая стены. Все предметы были одного стиля, но могли быть исполнены в разных манерах. Но проходит время, и пышные празднества елизаветинской поры уходят в прошлое, а вместе с ними покрываются патиной изогнутые ножки барочных столов и стульев. В 1762 году воцаряется Екатерина II, одновременно в моду входят простые и строгие формы стиля классицизм. Этот стиль особенно полюбился в России, он господствовал в визуальной культуре целых 70 лет. Архитекторы той поры проповедовали следование образцам древнеримской архитектуры, ведь в середине XVIII столетия на весь мир прогремели сенсационные раскопки в Помпеях и Геркулануме, давшие интереснейшие образцы оформления античных домов. Первыми классицистическими интерьерами становятся творения Камерона: измененные им помещения в Екатерининском дворце Царского села и комнаты Павловского дворца, построенного по его проекту. Павловский дворец — первый в России, полностью сооруженный в новом стиле. Абсолютно новаторским был его план: от основного объема дворца отходят полукруглые галереи. Эту схему впоследствии повторяли строители дворянских усадеб и городских особняков. По-прежнему архитекторы использовали анфиладный принцип, но теперь комнаты располагались по более усложненной схеме, они уже не выстраивались по одной оси. Так появлялись небольшие помещения. В планировке комнат важную роль ные уголочки, вычленяли альковы и лоджии. Часто колоннами отделяли боковые части комнаты от средней или же воспроизводили в зале мотив четырехколонного античного атриума. С приходом классицизма усложняется палитра художественных приемов: широко применяется искусственный мрамор разных цветов, лепка становится теперь лишь отдельной нотой в интереснейшем аккорде различных декоративных приемов. Лепка использовалась как позолоченная, так и нет. Золотили обычно тончайшие цветочные гирлянды, которые выкладывались по стене или потолку. Целые лепные композиции — реалистические изображения цветов, фруктов, дичи, аллегорические сцены на сюжеты из древнегреческой мифологии, чаще всего оставляли белыми. На стенах, окрашенных в нежные тона, они смотрелись изысканным элементом ансамбля. В интерьерах уделялось место и сильным акцентным деталям. Так, например, могли выделяться двери, колонны, или яркая ткань обивки мебели, но все это оставалось деталями, подчиняясь общей идее создателя. В моду входят изысканные паркеты, набранные из редких пород дерева: черного, лимонного, палисандра, самшита и других. Интересным приемом декоративного решения интерьера становится повторение общего рисунка паркета в оформлении потолка. Мебель эпохи классицизма отличают прямолинейные формы. Постепенно отходят позолота и окраска, теперь мастера стремятся подчеркнуть красоту дерева. Именно в эпоху классицизма проблема с нехваткой предметов убранства была решена. Предмет мебели становится неотъемлемой частью определенного интерьера. Эскизы для мебели выполняли все крупные архитекторы того времени: К. Росси, Ч. Камерон, Д. Кваренги, А. Воронихин. Обстановка комнат утверждается еще до начала строительства. Классицизм дает целую галерею блистательных авторских интерьеров. Каждый из классицистических залов Больших дворцов в Царском селе и Петергофе, Павловске и в Зимнем дворце в Петербурге — в высшей степени образец искусства интерьера. Во всем мире они славятся изяществом и сдержанной изысканностью. Г.Р. Державин так описал стиль одного дворца той эпохи: «Древний изящный вкус — его достоинство: оно просто, но величественно…». Эту цитату без сомнения можно применить ко всем интерьерам эпохи классицизма. XVIII столетие подарило миру удивительные дворцы, оформленные талантливыми архитекторами и художниками. Эти интерьеры в свое время считались эталонами стиля, а императоры и их супруги — законодателями мод. Их покои становились образцами, ими восхищались и им подражали. Сегодня они воспринимаются как бесценная энциклопедия гениальных декоративных приемов.

Возврат к списку